Пн.-пт.: с 8:00 до 20:00,
сб.-вс.: с 9:00 до 19:00

Блог

Блог - статьи о стоматологии

5 ошибок начинающего стоматолога 

"Светлана Николаевна, у нас обращение. Что-то болит, температура. Пациент в холле, карту заполнили", - администратор протянула документы молодому доктору и убежала. Светлана Николаевна, еще вчера просто Света, -  интеллигентная девушка в очках с тонкой оправой и длинными русыми волосами, собранными в пучок с тоской поплелась в кабинет. Светлана Николаевна старательно училась в ВУЗе, она всегда чувствовала, что медицина- её призвание, и всегда хотела помогать людям. Но  сейчас молодой стоматолог почувствовала, как сердце начало биться быстрее, а дыхание стало чаще. Слишком много стресса у начинающего стоматолога, слишком сложно даются первые месяцы.

Доктор усадила пациента в кресло, пару вопросов и сразу приступила к осмотру. Не глядя на остальные зубы, сразу туда, где "все зубы болят наверху с этой стороны".

"Ага, подвижный верхний 6-й. Десна гиперемирована, болит. Ясно! Пародонтит. Чего уж проще, сейчас быстренько удалю и все счастливы", - приободрилась в мыслях Светлана Николаевна. 

Сделала анестезию, взяла щипцы. Послышался громкий щелчок. Зуб быстро был извлечен. Светлана Николаевна осмотрела трофей. Кусочек корня остался в лунке. Выброс адреналина, сердце доктора учащенно забилось. В лунке ничего не видно, высушить не получается. 

Доктор понимает, что нужно сделать снимок. На снимке кусочек корня в лунке. Пока ходили на снимок пришло понимание, что хорошо бы померить пациенту давление. Давление высокое. Таблетка под язык. Ждём. 


Наконец удалось высушить лунку. Вот кусочек корня. Но видно все равно плохо, 16 зуб, мешает щека...Опытный ассистент, кажется, смотрит оценивающим взглядом. Удалось нащупать фрагмент, одно движение  и корень исчезает в пространстве пазухи. А оттуда течёт отделяемое. Светлана Николаевна хочет умереть прям на месте или превратиться в маленькую девочку и со слезами залезть к маме на ручки. Доходит, что информированное добровольное согласие не подписано, и она не представляет, как теперь смотреть в глаза пациенту. 

Сказать или нет пациенту? Как сказать руководителю?

Страшный сон начинающего стоматолога не так ли? Уверена, все начинающие были в похожих ситуациях. В общем-то доктор делала всё правильно, но почему столько стресса?

Разберём ошибки вместе

Ошибка номер 1.

Доктор не подготовился к пациенту.

Что должна была сделать Светлана Николаевна?

  • Максимально собрать всю информацию у администратора. В большинстве случаев, пациенты уже администратору сообщают, где у них болит, уже это даст возможность спокойно перебрать все возможные варианты диагноза в голове.
  • Спокойно продумать свои действия, можно даже написать шпаргалку:

  1. Вхожу в ресурсное состояние уверенности в себе;
  2. Знакомлюсь;
  3. Тщательно опрашиваю пациента;
  4. Делаю снимок;
  5. Тщательно рассматриваю снимок;
  6. При необходимости собираю консилиум. Лучше выглядеть глупо перед коллегой, чем навредить пациенту.
  7. Обсуждаю с пациентом диагноз, подписываем все документы.

Ошибка номер 2.

Паника отключает мозг.

Паника охватила доктора с самого начала. Каждый из нас чувствует прилив адреналина в крови. Мы, доктора, должны уметь этим управлять. Самые простой способ: переключить внимание на свое дыхание на несколько секунд и умышленно начать дышать медленнее.
Тщательная подготовка, кстати, тоже отличный способ уменьшить стресс. Еще отлично работает переключение на что-то привычное: например, можно и нужно заполнить карту зубов пациента. Это успокоит и не позволит упустить что-то важное. Ищите свой способ успокаивать мозг. Много полезного как работает мозг можно прочитать в книге Дэвид Рок «Мозг. Инструкция по применению»

Ошибка номер 3.

Доктор поторопилась поставить диагноз.

Перед ней был 30-ти летний мужчина. Все остальные зубы не имели признаков пародонтита, гигиена хорошая и даже на пломбу на зубе она не обратила внимания. Не сделала снимок до. Скорее всего диагнозом должен был быть: острый гнойный одонтогенный гайморит.
Диагноз - это дорожная карта. Есть верный диагноз - мы идём верным путём. С неправильной картой никогда не прийти к цели.

Ошибка номер 4

Доктор забывает подписать и обсудить информированное добровольное согласие. 

Молодой доктор обычно считает: если заранее признаться пациенту, что результат лечения может быть не идеальным, это подорвёт доверие пациента к доктору. На самом деле все точно наоборот.
У любого может поломаться инструмент в канале, анестезия может закончиться осложнением, а при удалении верхних зубов может образоваться сообщение с гайморовой пазухой, и даже кусочек корня может улететь в пазуху у самого опытного доктора. Но! Если пациент предупреждён об этом, он отнесётся к этому спокойно. И у него и у доктора будет меньше стресса, и репутация доктора не пострадает. А главное, доктор сможет спокойно помочь пациенту.

Ошибка номер 5

Доктор не говорит правду пациенту.

Мы прервали историю со Светланой Николаевной в тот момент, когда она раздумывала : говорить ли пациенту правду?
Однозначно говорить! Смело смотреть пациенту в глаза и говорить. Возьмите учебники, в них всегда много страниц посвящено осложнениям. Значит они бывают, и от этого никуда не деться.  Всё может быть. Будет хуже для Вашей репутации, если правду пациенту скажет другой стоматолог. Будет хуже для пациента, если ваше молчание и бездействие ухудшит его здоровье. А мы все хотим, чтобы наши пациенты были здоровы.

Вернёмся к нашему молодому доктору. Светлана Николаевна вспомнила про дыхательные упражнения, успокоила мозг и решила ещё раз осмотреть лунку. Это не сообщение с пазухой, это полость кисты с характерным отделяемым. А вот и кусочек корня. Ох! Как всё чудесно завершилось. Теперь доктор в отличном настроении. Мозг перестал паниковать и может критично оценивать ситуацию. Доктор направляет пациента к оториноларингологу и довольная прощается с ним.

Чего еще не сделала доктор? Одно простое секретное действие. Оно обеспечивает плотную запись пациентов как для начинающих, так и для опытных стоматологов. Напишите под последним постом в нашем инстаграме @doctorgutorova или @vakhrinairina комментарий из 4-х слов и более, и мы вышлем вам главный секрет плотной записи.


Еще больше полезного на наших практических курсах ⤵

Обучение начинающих стоматологов

Автор: Доктор Ольга Гуторова


Запишитесь на приём

Вылечим кариес
и эстетично восстановим ваши зубы

Остались вопросы? Задайте их нам

Здравствуйте! Рада приветствовать Вас на нашем сайте! Меня зовут Гуторова Ольга Михайловна, я врач-стоматолог клиники «Дента».

Вы можете оставить любой вопрос, касающийся лечения зубов, протезирования, хирургии, имплантации и т. д. Я обязательно отвечу вам в течение 3 дней. Если ответ на ваш вопрос будет не в моей компетенции, я обращусь за помощью к своим коллегам.

Задать вопрос